Теория Задачи Инструменты Социум Интересно

Личный Кабинет

Войдите или зарегистрируйтесь
Лаборатория LMatrix
Лаборатория Lmatrix занимается оптимизацией транспортных задач. Сюда можно отнести задачи поиска кратчайшего пути в ориентированных графах, применимые как к масштабам города и страны, классическую задачу обхода (коммивояжера), задачи оптимизации доставки грузов, задачи трехмерной упаковки.
Новости проекта

31.05.2013 - Универсиада. Маршрут по России и Татарстану. Официально и математически.

Огонь Универсиады приближается к финишу в Казани, но прежде пройдет по 43 городам республики Татарстан. Все об маршрутах огня в нашем анонсе.

Тематические статьи

26.07.2013 - Монитор в автомобиле будет дублировать экран смартфона

Водители смогут увидеть точную копию экрана своего смартфона на мониторе бортовой системы автомобиля. О сотрудничестве в этом направлении договорились разработчик ПО для удаленного управления устройствами RealVNC и производитель процессоров Texas Instruments.

29.03.2013 - Facebook на днях анонсирует собственный смартфон на Android

На следующей неделе Facebook собирается представить собственный смартфон с кастомизированной версией Android, утверждают источники. Ранее глава компании Марк Цукерберг опровергал слухи о выпуске собственного смартфона.

29.03.2013 - Основатель Facebook М.Цукерберг создает политическую организацию

Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг создает политическую организацию, которая займется такими вопросами, как реформа образования, иммиграция и научные исследования, передает Associated Press со ссылкой на анонимный источник.

Второе рождение ГЛОНАСС не обходится без проблем

3 мая 2011 года в 15:25   Просмотров: 4796

После того как в 2001 году президент Владимир Путин утвердил федеральную целевую программу по развитию ГЛОНАСС, в России были предприняты определенные попытки выпустить поддерживающие ее пользовательские устройства. Однако на тот момент никакой конкуренции с аналогами, основанными на американской системе GPS, они не выдерживали. Ситуация слегка поменялась во второй половине 2000-х: на рынке появились первые коммерческие продукты, использующие ГЛОНАСС/GPS, а власти приняли решение об обязательном оснащении навигаторами автотранспорта.

Основной перелом наступил в 2011 году, когда крупные иностранные поставщики микросхем — компании ST-Ericsson и Broadcom — объявили о поддержке в своих решениях навигации по ГЛОНАСС. В этом же году в России появились первые потребительские устройства, использующие отечественную технологию. Такие изменения свидетельствуют о том, что ГЛОНАСС воспринимается сейчас в мире как система, подходящая для решения различных навигационных задач. Насколько она окажется перспективной — зависит от государства.

Господин Митрейкин рассказал также о том, какие основные направления деятельности по применению ГЛОНАСС в ТЭК России планируются в дальнейшем. Это создание нормативно-правовой и методической базы, разработка моделей прогнозирования кризисных ситуаций и оценка рисков, внедрение высокоточных систем мониторинга с использованием ГЛОНАСС/GPS и пр.

Навигации необходима интеграция

Создание ГЛОНАСС и разрешение ее использования не только в военных целях подразумевает множество путей реального применения системы, поэтому навигационные технологии оказались очень востребованными государством и бизнесом. Возникло огромное количество разобщенных проектов, причем — каждое ведомство или регион старались реализовать свою программу, которая решила бы частные задачи. В результате появилась серьезная проблема: каким образом интегрировать подобные проекты, объединить данные и протоколы в единое информационное поле.

Как рассказал Вадим Шпенст, директор института интеллектуальных электронных систем Северо-западного государственного технического университета, с точки зрения Академии транспорта одним из таких интеграторов могли бы стать ИТС. При этом докладчик заявил, что сейчас большинству участников не совсем ясно, что подразумевается под интеллектуальными транспортными системами, и дал определение этому понятию. Кроме того, он представил основную цель такой системы и рассказал, что является ее технической основой. Господин Шпенст подчеркнул, что главное в предложенном подходе — не просто создание ИТС, а выявление набора сервисов, которые она предоставляет. Определив это, можно интегрировать все проекты на основе ГЛОНАСС между собой. Как следствие, не надо унифицировать протоколы обмена между конкретными датчиками навигационных устройств, а нужно создать такую систему интеграции, которая позволила бы взаимодействовать на уровне центров обработки данных. По мнению спикера, это исключительно задача государства.

Выступающий представил структуру современной ИТС, показал решаемые ею задачи. Он продемонстрировал, что объемы информации слишком велики и с трудом поддаются систематизации и управлению, поэтому необходимо задать концепцию ИТС, разбить ее функционирование по уровням (управленческий, технологический и пользовательский) и обеспечить их взаимодействие. После чего Вадим Шпенст вкратце остановился на идеологической основе построения данного класса систем, коснулся роли науки в их развитии и уточнил, кто нуждается в такого рода услугах.

Геодезия нуждается в популяризации

Сегодня не существует развитого информационного поля, которое в достаточной мере освещало бы науку геодезию и ее роль в навигации. По мнению Владимира Вдовина, ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, в настоящее время многие, говоря о ГЛОНАСС, забывают, что эта система состоит не только из спутников и навигационных приборов. В нее входят также исходные координаты и навигационные карты, без которых навигация бессмысленна. Вопрос же о полезности ГЛОНАСС и ее включении в мировые навигационные системы на профессиональном транспорте, к которому относятся речной, морской и авиационный, давно не стоит. Уже более 20 лет функционирует система, в которую в нормативном порядке входят GPS и ГЛОНАСС, а в 2015 году добавится и Galileo.

При этом господин Вдовин заявил, что сухопутной навигации пока нет, а все, что сейчас делается в этом направлении, выходит за рамки правового поля, поскольку в России отсутствует понятие навигационного обеспечения на сухопутном транспорте. Поэтому к внедрению различных ИТС надо относиться очень аккуратно. Докладчик также добавил, что ГНСС ГЛОНАСС на сегодня пока не обеспечивает необходимую точность мониторинга состояния стационарных объектов, и сейчас нет серьезных технологий, которые бы по их подвижке в 2, 3 или 5 мм могли дать прогноз, скажем, на полтора часа вперед.

Спикер отметил, что сама по себе ГНСС — это далеко не все, что сделано сейчас в мире. По его мнению, для США и части европейских разработчиков навигационных систем та же GPS — вчерашний день. С ее помощью продвинутые научные коммерческие и государственные фирмы калибруют сегодня гравитационное поле Земли. Когда это произойдет, навигационные лидеры откажутся от затратной ГНСС, и лет через 5–7 выпустят первые приборы гравитационного плана, имеющие блок памяти с внесенной в него моделью гравитационного поля. С помощью таких приборов будут проводиться прямые измерения соответствующих параметров. Другими словами, задачи останутся теми же, точность их решения будет та же, но при этом не будут задействованы какие-либо спутники.

Владимир Вдовин рассказал, что сегодня ГЛОНАСС завязана на работу секретных пунктов космической геодезической сети (КГС). И основная проблема как раз в том, что открытая навигационная система базируется на секретной исходной сети. При этом есть и открытые, давно определенные пункты геодинамической сети IGS. Однако нет нормативного акта, позволяющего использовать их для навигации. Докладчик привел достоинства и недостатки геодезического обеспечения системы ГЛОНАСС, на основе которых обозначил основную задачу — популяризацию системы параметров Земли. В качестве ее решения господин Вдовин предложил прописать такие параметры во всех информационных источниках в России.

Александр Молдаванов: «У ГЛОНАСС есть все шансы вытеснить GPS на отечественном рынке навигационных услуг»

CNews: Какие отрасли экономики видятся вам наиболее перспективными с точки зрения применения ГЛОНАСС?

Александр Молдаванов: ГЛОНАСС представляет собой один из немногих действительно успешных высокотехнологичных проектов с точки зрения потенциала коммерциализации. ГЛОНАСС может найти применение практически во всех отраслях экономики, где важно обеспечить контроль и эффективное управление транспортными ресурсами, – например, в сельском хозяйстве, ЖКХ, торговле, строительстве. Но в первую очередь, ГЛОНАСС востребован в транспортной отрасли, которая включает в себя широкий спектр различных видов транспорта и транспортно-логистических услуг - от грузовых перевозок до служб такси и проката автомобилей.

Еще одно перспективное направление – использование ГЛОНАСС в качестве одного из ключевых элементов при построении комплексных систем мониторинга, управления и безопасности в масштабе города и региона. Главное на данном этапе - обеспечить конкурентоспособность российской технологии.

Еще несколько лет назад состав системы ГЛОНАСС ограничивался лишь космическим комплексом. Юрий Урличич, генеральный директор – генеральный конструктор "Российских космических систем" считает, что сегодня, не имея комплекса аппаратуры для широкого потребления, систему можно потерять. Поэтому современное состояние ГЛОНАСС в первую очередь характеризует ее состав, который и представил спикер, кратко рассказав о каждом входящем в него основном модуле.

Господин Урличич добавил, что на сегодня ГЛОНАСС — это среднеорбитальный сегмент. Чтобы в дальнейшем выдерживать конкуренцию с другими системами, планируется запуск нескольких группировок спутников — на геостационарной, низкой круговой, а также высокоэллиптической и геосинхронной орбитах. Это даст повышенные характеристики системы в целом и в результате ГЛОНАСС будет способна соперничать не только с Galileo и Compass, но и с GPS.

Докладчик рассказал, что сегодня ГЛОНАСС применяется в геоинформационных системах, на транспорте, при обеспечении общей безопасности и для оказания массовых услуг в туризме, страховании и т. п. При этом существует ряд проблем, среди которых медленное внедрение технологий ГЛОНАСС для мониторинга транспорта, отсутствие единого заказчика для федеральной системы мониторинга, слабое развитие интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и т. п. Но поскольку для поддержки ГЛОНАСС была принята федеральная целевая программа, в скором времени ожидается решение данных вопросов, а также массовое внедрение отечественных навигационных технологий.

Юрий Урличич подчеркнул, что уже есть примеры успешного использования ГЛОНАСС в России — это проекты "Опекун" и "МИР", создание международной аэрокосмической системы глобального мониторинга МАКСМ и формирование единого навигационно-временного пространства России, Беларуси, Украины и Казахстана. Подводя итог, спикер выразил уверенность, что в дальнейшем произойдет слияние различных систем и будет образована единая мировая глобальная навигационная спутниковая система.

На сегодняшний день Россия разрабатывает не так много технологий, признанных в мире лидирующими. Одной из них выступает ГЛОНАСС. Развитие такой системы — хороший шанс оставаться в числе лидеров, считает Андрей Ионин, заместитель генерального директора "Навигационно-информационных систем" (НИС ГЛОНАСС). Спикер рассказал, что навигационные технологии являются сейчас инновационным трендом. Это подтверждают исследования известных аналитических компаний - Gartner, FastCompany и др. Сегмент считается инновационным потому, что находится на стыке четырех глобальных отраслей — автопрома, телекома, микроэлектроники и информационных сервисов.

По мнению докладчика, именно сегодня происходит становление навигационного рынка. Как следствие, возникают новые компании и формируются глобальные тенденции, которые определяют внедрение навигационных технологий. К таким тенденциям господин Ионин отнес реализацию крупных госпроектов, связанных с безопасностью, концепцию Connected Car (автомобиль как подвижный навигационно-информационный узел), модернизацию транспортной инфраструктуры на основе навигации, развитие массовых бесплатных навигационных сервисов, мультисистемность навигационного оборудования и образование экосистем вокруг компаний и технологий.

Спикер особо отметил, что в мире поверили в ГЛОНАСС, и задача России — не отстать от других стран в выпуске устройств и чипсетов, поддерживающих эту технологию. Господин Ионин добавил, что в России рынок ГЛОНАСС будет формироваться в основном на транспорте, причем прогнозируется, что в ближайшие 5 лет он вырастет в 16 раз. При этом определяющими драйверами будут именно госпроекты, в том числе внедрение системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Андрей Ионин рассказал о предпосылках создания такой системы, пояснил ее принципы работы и поделился дальнейшими планами по ее развитию.

Сертификация — это актуально

Навигационно-информационные (интеллектуальные) транспортные системы (ИТС) нашли широкое применение в различных областях наземного транспорта. Основу таких систем составляет бортовая навигационно-связная аппаратура, которую необходимо проверять на соответствие требованиям ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. На вопрос, каким образом это делать, в настоящее время однозначного ответа нет. Решение проблемы предложил Виктор Гладких, заместитель директора, руководитель направления стандартизации и сертификации ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум". Он представил классификацию существующих на рынке навигационных ИТС, привел виды транспорта, которые эти системы охватывают, и отметил, что сейчас вся навигационная аппаратура регламентируется законом № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В нем говорится о том, что в качестве обязательных могут выступать требования только к показателям безопасности оборудования.

При этом спикер обратил внимание, что в настоящее время технический регламент о безопасности навигационного бортового оборудования отсутствует. Возникает вопрос: на соответствие каким требованиям разрабатывать навигационную аппаратуру. Господин Гладких предложил продвигать ее на рынке на основе ГНСС-технологий. В этом случае по требованиям безопасности устройства будут проходить обязательную сертификацию в системе ГОСТ Р, а их функциональные возможности будут проверяться процедурой добровольного подтверждения соответствия. Последних в настоящее время в России существует две: система "Базис" и добровольная сертификация военной специальной техники в МВД РФ. Кроме того, докладчик добавил, что Ассоциация выступила с инициативой развернуть проект "Испытания 2011", в рамках которого планируется протестировать устройства, наиболее распространенные сейчас на рынке навигационной аппаратуры.

ГНСС: практическое применение

Необходимое условие развития любой технологии — наличие успешных решений на ее основе. Не является исключением и ГЛОНАСС. На сегодня одна из наиболее актуальных проблем области — внедрение эффективных проектов по управлению и мониторингу автотранспорта с использованием технологий связи и навигации. Примером такого проекта может выступать применение информационной системы комплексной автоматизации транспорта (СКАТ) на основе ГЛОНАСС в Санкт-Петербурге, о которой рассказал Александр Чернышев, заместитель генерального директора CSBI Group. Он отметил, что мониторинг в ИС осуществляется с помощью бортовых навигационно-связных терминалов. При этом для удобства интеграции была создана платформа, организующая взаимодействие с системами "Безопасный город", транспортного планирования и электронного контроля оплаты проезда. Спикер подчеркнул, что в дальнейшем посредством такой платформы будет налажена связь с системой ЭРА-ГЛОНАСС.


Докладчик рассказал о ключевых блоках ИС СКАТ, экономическом эффекте, полученном от использования системы, и добавил, что в перспективе на основе ГЛОНАСС планируется создать единую систему мониторинга по управлению за всеми подвижными объектами — транспортом коммунальных служб, машинами скорой помощи, автомобилями теплоэнергетического комплекса и другими объектами городского хозяйства.

О ряде эффективных решений в области управления и мониторинга автотранспорта с использованием технологий связи и навигации рассказал присутствующим Виктор Столяров, директор по отраслевым проектам ГК "Аркан" (ATGroup). Он отметил, что при выборе технологий на базе ГЛОНАСС для заказчика компания делит рынок на несколько секторов. Это системы управления и мониторинга для транспорта госструктур и коммерческого транспорта, АСУ силами и средствами, спутниковые системы безопасности для транспорта физических лиц и интеграционные решения на платформе "Аркан".

Спикер рассказал о структуре таких решений в каждом из секторов, о составе систем мониторинга и безопасности объектов транспорта, привел основные требования к элементам этих систем. Господин Столяров обратил внимание и на то, что в некоторых случаях в проектах применяется цифровая профессиональная радиосвязь стандарта TETRA и радиомониторинговые системы АРКАН, поскольку для госструктур часто важна независимость от иностранных производителей и поставщиков навигационных услуг.

Докладчик рассмотрел схему комплексного решения на платформе "Аркан", где используется навигационный сервис на базе ГЛОНАСС/GPS/АРКАН и единой транспортной среды передачи данных и голоса GSM\АРКАН\ТЕТРА. Виктор Столяров добавил, что компанией "Тетрасвязь", входящей в состав консорциума ATGroup, разработан мобильный узел связи, предназначенный для оперативной радиосвязи в любой точке России и обеспечения межведомственного взаимодействия и мониторинга подвижных объектов с помощью ГЛОНАСС.

Олег Краус, исполнительный директор "Русских навигационных технологий" рассказал о системе ГЛОНАСС/GPS мониторинга "АвтоТрекер", предназначенной для удаленного контроля работы автотранспорта, спецтехники и иных подвижных объектов. Он продемонстрировал основное выпускаемое компанией навигационное оборудование, в том числе — платформу АТ-10, оснащенную модулем ГЛОНАСС и образующую на подвижной единице так называемое радиооблако, с которым связаны различные датчики.

Докладчик добавил, что после того как государство стало поддерживать ГЛОНАСС, компания выбрала несколько значимых партнеров. Один из них — Департамент по транспорту Краснодарского края. Здесь был создан краевой региональный диспетчерский центр, объединяющий такие направления, как пассажирский транспорт, школьные автобусы и машины скорой помощи.

Спикер ознакомил присутствующих еще с несколькими проектами. Это решения, внедренные в ГУП "Башавтотранс" и транспортном управлении Саратова, а также реализация системы ГЛОНАСС-мониторинга при проведении выборных компаний. В последнем случае был осуществлен полный контроль за избирательными урнами, оснащенными навигационными приемниками. По словам Олега Крауса, это был успешный проект, который заинтересовал ВЦИК и продемонстрировал нетривиальные возможности ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС в разрезе ТЭК

В интересах национальной энергетической безопасности в настоящее время системе ГЛОНАСС отдается предпочтение в вопросах, касающихся оснащения навигационными устройствами объектов ТЭК. Александр Митрейкин, советник заместителя министра энергетики РФ, рассказал, что в целом можно выделить несколько областей применения ГЛОНАСС. Это персональная навигация, мониторинг и управление транспортными потоками, отслеживание перемещений опасных грузов и контроль зданий и сооружений. Все они могут использоваться в ТЭК РФ, но наиболее актуальными признаются мониторинг и обеспечение безопасности объектов ТЭК, защита окружающей среды, перевозка топлива и опасных грузов.

Спикер отметил, что оснащение крупных объектов энергетики системами ГЛОНАСС в ближайшем будущем должно позволить осуществлять прогнозирование и оперативное реагирование на внештатные ситуации, возникающие на данных объектах. При этом будет контролироваться ряд показателей (вибрация, смещение, деформация и пр.), а использование ГЛОНАСС совместно с системой дифференциальной коррекции позволит добиться максимально точных результатов.

 

CNews: Насколько существенно изменился спрос на ГЛОНАСС-системы за последний год, в частности после инициатив государства об обязательном оснащении навигационным оборудованием транспортных средств?

Александр Молдаванов:В 2010 году рост спроса на системы мониторинга на базе ГЛОНАСС, по оценкам различных экспертов, составил 10 - 40 раз. Положительная динамика была достигнута в основном за счет госзаказа, крупных отраслевых предприятий, которые оснащали от нескольких сотен до тысяч бортов, транспортно-логистических компаний с собственным автопарком.

Безусловно, для полномасштабного внедрения технологий ГЛОНАСС очень важны инициативы государства. Введение санкций за отсутствие на коммерческом и спецтранспорте оборудования ГЛОНАСС является мощным стимулом для увеличения спроса. Исходя из потенциала российского рынка коммерческого автотранспорта, который сегодня составляет порядка 9-10 млн транспортных средств, можно спрогнозировать, что спрос на ГЛОНАСС-системы в ближайшее время может увеличиться до 100 раз.

Но для полномасштабного внедрения ГЛОНАСС только законодательных инициатив и штрафов недостаточно. Необходимы рыночные меры стимулирования спроса, в первую очередь – конкурентоспособная цена на оборудование. Если эта цель будет достигнута, то у ГЛОНАСС есть все шансы вытеснить GPS на отечественном рынке навигационных услуг.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, могут быть востребованы российским рынком мультисистемные устройства с поддержкой не только ГЛОНАСС и GPS, но и китайской «Компасс» или японской QZSS?

Александр Молдаванов: Технологический уровень ГЛОНАСС и GPS примерно одинаков, тогда как развертывание остальных систем далеко от завершения. Поэтому на настоящий момент уместно говорить о востребованности и коммерческом будущем двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, удваивающих количество одновременно доступных для пользователя спутников. Подобные устройства востребованы в тех секторах промышленности и экономики, где важна наивысшая точность позиционирования. Есть спрос и со стороны автомобилистов, заинтересованных в надежности определения координат в различных географических условиях. Так, например, в северных широтах ГЛОНАСС работает лучше.

Кроме того, не стоит забывать, что GPS – система, зависимая от воли другого государства. В контексте национальной и общественной безопасности альтернативы быть не может – необходимо использовать только ГЛОНАСС и специализированные отечественные разработки.

CNews: Какие новые возможности появляются в связи с использованием систем мониторинга и безопасности объектов транспорта на базе ГЛОНАСС?

Александр Молдаванов: Решения на базе ГЛОНАСС открывают широкие возможности как для государства, так и для бизнеса. В коммерческом сегменте внедрение технологий ГЛОНАСС для мониторинга и управления автопарком дает ощутимый экономический эффект, позволяя значительно сократить эксплуатационные издержки и оптимизировать бизнес-процессы. На базе спутниковых систем мониторинга возможно предоставление широкого спектра охранно-поисковых и навигационно-информационных сервисов, что позволяет предотвращать угоны автотранспорта, обеспечивать сохранность грузов и безопасность и комфорт водителя в пути.

С точки зрения государственных приоритетов существует несколько направлений использования ГЛОНАСС. В первую очередь, это федеральный проект «Эра ГЛОНАСС», цель которого - повышение безопасности на дорогах России за счет максимально оперативного реагирования на дорожно-транспортные происшествия. Еще одно направление - создание интеллектуальных транспортных систем. В этой связи навигационное оборудование, которым будут оснащаться транспортные средства, открывает возможности для решения главной проблемы больших городов – снижения нагрузки на транспортные артерии и уменьшения количества ДТП. И третье – это системы управления силами и средствами в интересах органов власти и экстренных служб.

CNews: Спасибо.

Александр Чернышев: Без серьезной государственной поддержки масштабное развертывание ГЛОНАСС-навигации было бы невозможно

CNews: Как вы оцениваете перспективы распространения системы ГЛОНАСС в России? Насколько российский рынок готов обеспечить спрос на оборудование ГЛОНАСС?

Александр Чернышев: Сегодня в России многое делается для развития системы ГЛОНАСС, которая уже применяется в различных областях автотранспортного комплекса страны. Мощный импульс для развития данной технологии дают крупные инфраструктурные проекты, такие как «Эра ГЛОНАСС» – система экстренного реагирования на аварии, интеллектуальная транспортная система (ИТС) города Москвы и активно развивающийся проект СКАТ – система комплексной автоматизации транспорта, которая успешно работает в северной столице.

Безусловно, без серьезной государственной поддержки масштабное развертывание ГЛОНАСС-навигации было бы невозможно. За последние годы российское правительство не раз распоряжалось внедрить ГЛОНАСС на общественном и муниципальном транспорте. Буквально на днях Минтранс подготовил новый проект поправок в КоАП, вводящий штрафы за неиспользование ГЛОНАСС-навигаторов. В министерстве считают, что это единственная эффективная мера по внедрению системы, так как представители малого бизнеса отказываются приобретать навигаторы из-за дороговизны устройства. Но по мере роста рынка стоимость использования ГЛОНАСС будет неуклонно снижаться. Мы уже наблюдаем эту тенденцию.

CNews: Как вы оцениваете эффективность вашей информационной системы СКАТ? Каковы ее перспективы на российском рынке?

Александр Чернышев: Недавно губернатор Петербурга Валентина Матвиенко оценила эффект от внедрения нашей системы, отметив, что благодаря возможностям ИС СКАТ город за два года сэкономил 358 млн рублей.

Чем объясняется успех системы? Прежде всего – моделью автоматизации. СКАТ – система полного цикла, охватывающая все процессы управления транспортной инфраструктурой: от планирования до анализа. И это только базовый функционал. В систему также заложены перспективы развития. Возможность подключения новых функций позволяет объединить вокруг СКАТ все службы, связанные с дорожно-транспортным сектором, и создать полноценную интеллектуальную транспортную систему масштаба региона РФ.

CNews: Спасибо.

Андрей Потапенко / CNews

Оставить комментарий

Пожалуйста, введите символы, показанные на рисунке.

Примеры решений задачи коммивояжера (TSP)
design by lmatrix
О проекте | Написать письмо | Ссылки | Литература | Карта сайта